Капоэйра зародилась в Бразилии более 400 лет назад. Капоэйра начала активно развиваться в Бразилии после отмены рабства в 1888 году. Тогда большинство африканцев и коренного населения Бразилии не могли устроиться на работу из-за необразованности и отсутствия ремесленнических навыков. Безработные, они проводили большое количество времени на улицах. Любовь к музыке объединила разные культуры и вдохновила на танец, дружба – на игру, а агрессия – на самооборону.
На первый взгляд, капоэйра похожа на танец двух людей, потому что движения их происходят под музыку, а игра кажется бессмысленной комбинацией круговых движений. Для тех же, кто занимается капоэйрой, это игра, полная вопросов и ответов, атак и контратак. Капоэйра это диалог между двумя игроками, где движения, такие как удары ногами, esquivas и floreios, заменяют слова. И мастерство состоит не только в умении составлять предложения своими движениями, но составлять их так, чтобы они отвечали на «реплики» вашего оппонента.
Базовым движением в капоэйре является ginga (джинга) и все остальные движения берут начала от ginga. Движения рук во время ginga поддерживают баланс и защищают лицо от ударов рукой.
В отличие от других боевых искусств, капоэйристы используют движения для уклонения от ударов ногами, называемые esquivas. Esquiva переводится как «избегать, уклоняться». Основными атакующими движениями являются круговые и прямые удары ногами. Круговые удары ногами больше используются во время игры, в то время как жесткие удары не являются обязательной ее частью. Прямые удары ногами используются только, когда дружеская игра перерастает в бой. Самым частым прямым ударом является martelo. Martelo используется не только для нанесения удара по противнику. Во время дружеской игры удар только обозначается, останавливается рядом с целью.
Floreios – акробатические движения, они не используются, когда игра переходит в бой. Красота капоэйры заключается в том, что игра перетекает из шквала ударов ногами в потрясающую акробатику, а затем обратно к обмену ударами, и все это без потери ритма. Более опытные капоэйристы часто используют floreiros, тем самым, соревнуясь в акробатических трюках друг с другом.
Но движения это только одна часть капоэйры. Музыка также важна в игре, как и движения. В центре каждой игры находится оркестр, который обычно состоит из пяти инструментов: атабаке (барабан), трех беримбау (дугообразный инструмент, изготавливаемый из деревянного прута со стальной струной и полой тыквой кабасой) и пандейру (бубен). Беримбау диктует стиль игры, изменяя ее ритм. Ангола – медленный и стратегический стиль игры, в основном, ведётся низко у земли, в то время как режионал – быстрая и агрессивная игра.
Чтобы достичь высоких результатов в капоэйре необходимо играть на музыкальных инструментах и солировать в роде. Песни поются на португальском языке и являются источником энергии в роде – энергия пения наполняет игроков и позволяет им повысить качество их игры. Игра в капоэйру без музыки – это как игра в футбол или хоккей без зрителей.
В 1937 году получает официальное признание со стороны Национальной конфедерации спорта: в городе Сальвадоре была зарегистрирована первая школа Capoeira. С 1950-х годов проводятся официальные соревнования – как среди любителей, так и профессионалов. Чемпионаты мира, согласно установившейся традиции, проходят в Бразилии.
Это искусство, тренирующее ум, также как и тело. Капоэйра развивает не только силу и выносливость, но пластику и уверенность в себе. Дети не обучаются боевым аспектам капоэйры до тех пор, пока не повзрослеют, научатся работать в команде, нести ответственность, понимать игру «вопросов и ответов». Капоэйра — это тренировка для ума, души и тела. |